Терунобу Фуджимори и его сюрреалистические экодома

Опубликовано 27 февраля21:08
Метки:


Сейчас вновь возрождается древнее мировоззрение, в соответствии, с чем человек старается не рубить сук, на котором сидит, другими словами, возрастает стремление людей жить в гармонии с природой и окружающей средой.

Одно из архитектурных течений, как-будто вращает колесо истории вспять и предлагает применять новые технологии для естественных природных форм.Терунобу Фуджимори – японского архитектора, профессора Токийского университета называют «современным архитектурным сюрреалистом».

Сюрреализм (фр. Surrealisme-сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных форм.

По отношении к Фуджимори в этом есть доля истины, особенно удивительно качество его работ, что нетипично среди архитекторов, даже тех, кто направлен на инновационные и причудливые формы.

Рассказывая о себе, Фуджимори объясняет, что до 45 лет он изучал архитектуру прошлых веков и вдруг понял, что сам стал частью того мира, который он изучал и много писал о нём. Работая над первым своим проектом, Фуджимори столкнулся с серьёзной проблемой – в современной архитектуре нет места синтоизму. Синтоизм, синто («путь богов») – это традиционная японская религия. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. А современные постройки никак не гармонируют с природой, создавая их, нельзя не задуматься о нарушении законов окружающей среды.

Фуджимори сначала пытался создать что-то очень традиционное, но вскоре понял, что японские дома были построены уже в результате возделывания для них территорий. А, если, он хочет добиться гармонии человека и природы, то надо построить здание более раннего периода, когда ещё архитектура не нарушала естественную среду.

Сама природа создала такие прекрасные строительные материалы, как камень, стебли бамбука, хинное дерево, поэтому Фуджимори старается сочетать в своём творчестве природные материалы с фабричными, отдавая предпочтение природе. Кроме того, у него растения становятся частью архитектуры: живая изгородь из одуванчиков, заросли дикого чеснока. Всё это создаёт фантастическую, сказочную атмосферу.

Для Фуджимори так же очень важен размер, создаваемого им архитектурного сооружения. Он считает, что дом должен быть маленьким, но живущие в нём не должны испытывать недостаток в необходимом комфорте. И эти маленькие дома, как часть нового архитектурного явления, становятся более заметными и популярными.

Один из оригинальных проектов Фуджимори – это «Чёрный дом»:

Поверхность этого дома покрыта обугленными досками. «Чайная комната» в доме, как-бы «висит» на уровне второго этажа, войти в неё можно только через потайной вход.



Фуджимори демонстрирует технологию обугливания кедровых досок. На фотографиях можно проследить этот процесс: он связывает между собой три доски, пространство между ними заполнено газетами, затем он поджигает газеты и, таким образом, поверхность доски обугливается.



Вся процедура длится около 7 минут, после чего доски разделяются и заливаются водой. Этот примитивный и довольно трудоёмкий процесс обработки дерева делает его защищённым от дождя, гниения, насекомых на срок, более 80-ти лет, и при этом, создаёт ещё и оригинальную «рептильную» структуру на внешней поверхности фасада.

Архитектурные проекты Фуджимори всегда являют нам единство природы и тех произведений, что он создаёт, они легко вписываются в окружающую среду и продолжают её.

В некоторых его работах природа «принимает участие» изнутри, то есть работает вместе с архитектором и его досками.

Так, например, в Lamune Hot Spring House, где, кажется, что деревья растут внутри здания, а вершины их выбиваются наружу через крышу.


В другом своём проекте Фуджимори буквально окутал дом растительностью,

как в Camelia Castle во Франции, где создана густая, зелёная крыша-сад, а стены облицованы тонкой каменной плиткой, в широких фугах которой растёт мох.

Крышу фамильного дома Фуджимори тоже превратил в зелёный ковёр, который летом расцветает и создаёт естественную охладительную систему.


Очень необычен его собственный дом(Tanpopo House), который он проектировал в 1995 году. Дом покрыт вулканической породой, в трещинах которой оставлены места для посадки травы и других растений. Эта растительность на крыше и на стенах дома создаёт впечатление «лохматости», он обросший и пушистый.


Фуджимори имеет склонность проектировать и создавать структуры, которые выглядят нестабильно и ассиметрично, с необычным расположением, и находящимися в противоречии с законами физики.

Так, его гостевой домик, как-будто висит в воздухе и поддерживается только одной из стен.

Следующий проект Фуджимори завершил в 2007 году: он построен полностью из специально обработанных кедровых досок. Выглядит очень эксцентрично, но расчёты выполнены с большой точностью и аккуратностью, чтобы был соблюдён абсолютный баланс здания.

Фантазия и игра воображения позволили архитектору создать музей искусств, где вновь происходит интеграция в природу с использованием неизменного и любимого травяного покрытия крыши.

И один из последних проектов Фуджимори – это высокий «Чайный домик» или «Такасуги – ан»(Takasugi – an), дословный перевод – «чайный домик, построенный слишком высоко». Дом опирается на два ствола каштановых деревьев, выкопанных неподалёку и перевезённых к месту строительства. Почему два? – «Так как одно дерево – нестабильно, а три – стабильно, но скучно», — объясняет архитектор свой выбор. Крыша домика покрыта листами меди. Возвышается этот сказочный домик, построенный для проведения чайных церемоний в Чино, округа Ногано, над зелёной цветущей долиной.

Фуджимори самостоятельно создал дизайн, структуру и построил его собственными руками, соблюдая все глубокие японские традиции, как в идеи дома, так и во внешнем облике, и внутреннем наполнении.

Попасть в дом можно по лестнице без перил, свисающей с дерева. На верху – площадка, на которой посетители домика должны снять обувь, по старой японской традиции.

Домик очень маленький, в нём 4,5 татами (традиционное измерение площади помещений в Японии ведётся в бамбуковых циновках – татами.) Это чуть больше 2,5 квадратных метров. Внутренние стены покрыты глиной и оштукатурены.

Вся эта компактность и простота создают ощущение чего-то очень личного и необычного, даже для искушенных знатоков традиционного японского искусства.

На международной архитектурной выставке – Венецианской биеннале, японский павильон, под руководством Терунобу Фуджимори был награждён специфической наградой – «за единство экспозиции и удовольствие, доставленное посетителям».

«Дом должен быть продолжением тела, своеобразной одеждой для человека. А окружающее его пространство не должно мешать наслаждению чаем и созерцанию природы» — сказал Фуджимори.

Светлана Цветкова для ScienceMagic


Количество просмотров: 1 873
Пожалуйста оцените эту статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...





Комментарии закрыты