Научите детей проявлять эмоции

Опубликовано 20 июня16:30
Метки:


Этот сложный детский мир

Однажды, сын моей подруги, в какой-то сложный момент своей маленькой жизни зарифмовал свои чувства на бумаге:

« Как хочу я быть героем

И не плакать никогда

Но бывает, что порою

Слёзы льются, как вода».

Это детское стихотворение неожиданно заставило меня заглянуть внутрь «детского мира», такого замкнутого порой и сложного. Что чувствовал в тот момент этот ребёнок, какую эмоцию он хотел выразить: грусть, обиду, разочарование? Я не психолог, я мама, которая желает своему ребёнку избежать психологических проблем. Полагаю, что зарождение личности ребёнка зависит не только от характера, с которым он родился, а прежде всего от отношения к нему его родителей. Мы учим наших детей говорить, ходить, одеваться и часто пренебрегаем одной из важнейших своих обязанностей – научить ребёнка языку эмоций.

Все мы родом из детства


Эта, уже избитая фраза, казалось бы, понятна всем взрослым людям, но почему же эти взрослые совершают одни и те же ошибки?

Маленький Серёжа плачет, его подружка по песочнице Натка вдруг пошла, играть с другим мальчиком. Серёжина мама, наблюдавшая эту сцену, подбегает к сыну и начинает внушать ему, что плакать стыдно, нужно быть сильным, поскольку он мужчина, а означает всё это только одно – нужно скрывать свои эмоции. И, так как Серёжа ещё очень мал и не владеет этим «искусством», то слёзы сами бегут по его щекам, тем самым, вызывая осуждение у его матери.

Чем старше становится ребёнок, тем труднее нам родителям примириться с тем, что он часто плачет. Отношение к детским слезам напрямую зависит от проявлений наших собственных чувств. Пытаемся ли мы казаться сильными в любой ситуации? Готовы ли признаться в том, что обижены, разочарованы или сердимся на кого- то? Скрывая свои эмоции, мы думаем, что сохраняем свой авторитет перед детьми, а на самом деле создаём непреодолимый барьер и непонимание со стороны ребёнка, мы просто закрываем ему путь к познанию языка эмоций. Точно так же, как мы учим малышей говорить « мама», «папа», «дай», «хочу», мы должны научить их произносить слова « Мне грустно «, « Я обижен «, « Я сержусь «…

Лучше всего это делать на собственном примере. Когда ребёнок видит отца, который хмурит брови, замыкается в многозначительном молчании или разговаривает раздраженным тоном, но на вопрос: « Почему ты сердишься? «- отвечает: « Я не сержусь «, ребёнок делает вывод, что нельзя признаваться в негативных эмоциях. Более того, он перестаёт доверять своим собственным чувствам, поскольку они противоречат тому, что говорят ему взрослые.

Вот некоторые эмоции, которые должны различать и выражать наши дети:

Радость


Нетрудно заметить, как легко дети выражают свою радость – они улыбаются при виде нас, обнимают нас, говорят ласковые слова, они делают всё, чтобы нам понравиться, чтобы их замечали, хвалили и радовались в ответ. Дети хотят, чтобы их любили всегда, и не зато, что они хорошо себя ведут и делают так, как нам нужно, а просто потому, что они есть. Наша задача дать им эту безусловную любовь, научить ребёнка жить в сложном и богатом мире эмоций, овладеть языком чувств, который будет служить им на протяжении всей жизни. И, оказавшись в коллективе: в детском саду, во дворе или школе, ребёнок сможет распознавать и проявлять эмоции, общаясь со сверсниками.

Гнев и стыд


В подтверждение этому у меня есть история, произошедшая с моим сыном. Он играл во дворе с приятелем, своим ровесником, который по своим физическим данным намного уступал моему ребёнку. Я стояла у окна и наблюдала: вначале мирную игру в мяч, но в какой- то момент мальчугану, видимо, наскучила монотонность игры, и он стал пинать мяч в моего ребёнка, как в ворота. Тот, от неожиданности замер и не знал, что ему делать, его как заклинило, он даже не закрывался. Первое моё желание было выбежать и вступиться, но я всё же сдержалась и позвала сына домой. Я поняла, что эмоция под названием « гнев «, ещё не знакома моему мальчику и, если он не научится проявлять её сейчас, то он просто будет трусить и пасовать перед насилием. Я спросила сына, почему он терпел? Эмоция страха не должна превалировать над чувством собственного достоинства и, если не нравится то, что делал тебе твой приятель, то нужно пойти и сказать ему об этом в лицо. А если он не поймёт, то он вовсе не друг. Немного подумав, сын пошёл во двор. Я сверху из окна наблюдала за их напряжённым разговором. Потом соседский мальчик протянул сыну мяч, и по жесту я поняла, что он предлагал ударить мячом его. Мой ребёнок взял мяч и несмело, но видимо в знак примирения кинул его в приятеля. После этого они обнялись, инцидент был исчерпан и они стали закадычными друзьями.

Я думаю, что оба они познали в этот день новые для них эмоции. Один – эмоцию «справедливого гнева «, другой – « эмоцию стыда «.

Гнев – естественное чувство для человека, и ребёнок должен знать, что он вправе испытывать подобные эмоции. Только родители обязаны объяснить ребёнку, что нельзя бросаться сразу с кулаками на кого бы то ни было. То есть, граница пролегает там, где начинаются чувства других людей.

Страх


Особое место среди детских эмоций занимает бурное переживание страха.

При встрече ребёнка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает неожиданное изменение знакомого лица. В подтверждении этого у меня есть пример из жизни моего племянника.

Когда Диме было три года, мы с ним вместе смотрели по телевизору представление Вячеслава Полунина и его « Лицедеев «. Когда артисты показывали смешные номера, но лица их были открыты, Дима смеялся в голос и я вместе с ним. Но, вдруг на сцену вышел Вячеслав Полунин с двумя огромными надувными телефонами красного и жёлтого цвета, на его лице был знаменитый красный нос – крышечка, и начал показывать свой не менее знаменитый номер « Асисяй «. Я посмотрела на Диму, глаза его вместо смеха вдруг налились слезами и страхом, он стал очень горько плакать. Произошло изменение знакомого лица и это вызвало у ребёнка сильное чувство непонятного страха. Я долго не могла его успокоить, мои объяснения, что это тот же человек – не помогли. И только, когда я предложила ему поиграть в Полунина, он перестал плакать. Мы сделали носы из крышечек, надели их на себя и тогда он понял, что такое перевоплощение. Мы, родители ни в коем случае не должны оставлять ребёнка в неведении, нужно донести наши объяснения до него, показать, что его страх был от встречи с чем-то ранее неведомым и нужно, чтобы ребёнок это понял, иначе у него появятся новые, необоснованные страхи.

 

Чувство юмора


Суть этой эмоции состоит не в том, чтобы видеть и понимать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьёзным. И если мы научимся этому сами, и сумеем передать нашим детям, то мир станет намного добрее, и дети будут счастливее!

Необходимо, чтобы ребёнок мог искренне и заразительно смеяться, так как смех мобилизует защитные силы организма и является замечательным « массажистом «. Во время хохота начинают работать 80 групп мышц, а в мозгу вырабатываются « гормоны счастья «, которые наполняют, как маленького, так и большого человека положительными эмоциями, служащими мощным оружием против любого типа боли.

А улыбка, доказано, продлевает жизнь человека на целую минуту! Поэтому, в заключении, хочется сказать словами знаменитого барона Мюнхаунзена, произнесёнными в одноименном фильме великим актёром О.Янковским: « Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! «


Светлана Цветкова для ScienceMagic.ru

Количество просмотров: 2 467
Пожалуйста оцените эту статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars (9 votes, average: 7,89 out of 10)
Загрузка...