Привычка формируется в результате смены бета- и гамма-волн в мозгу

Опубликовано 11 октября11:13
Метки:

clip_image001

Привычки зарождаются в полосатом теле мозга в результате смены бета- и гама-ритмов в его нейронах. При этом новая информация осваивается на гамма-волнах, а уже изученный материал закрепляется на бета-волнах. Также на бета-ритмах освобождаются нейроны для работы с новой задачей.

Уже давно известно, что в мозгу существуют электрические волны. Наблюдая за изменениями в электрической активности мозга, можно судить о его состоянии. Например, когда человек находится в покое на ЭЭГ будут преобладать альфа-волны с частотой около 9-10 Гц, что свидетельствует о замедлении мозговой активности. Но долго оставалось непонятным, как ведут себя электрические ритмы и какова их роль в процессе высшей нервной деятельности, к примеру, при запоминании и обучении. Изучением этого вопроса занялись американские ученые из Массачусетского института. Они провели несколько экспериментов с крысами, в ходе которых животным необходимо было отыскать в T-образном лабиринте правильный путь. Причем если крысы сворачивали в правильную сторону, то получали за это угощение. Со временем животные начинали ошибаться все реже, то есть правильный путь становился для них привычкой.

Во время эксперимента исследователи следили за изменениями в активности мозга у подопытных крыс. На первоначальном этапе, когда животные только знакомились с лабиринтом и приступали к его освоению, в полосатом теле их мозга регистрировалась сильная гамма-активность (около 80 Гц). Пика своей активности гамма-волны достигали, когда крыса добиралась до конца лабиринта. Как правило, гамма-ритм наблюдается во время осуществления деятельности, требующей большого внимания.

По мере запоминания правильной дороги гамма-ритм постепенно угасал и сменялся частым бета-ритмом (15-28 Гц). Наблюдались лишь его кратковременные вспышки по достижении грызунами конца лабиринта с ожидавшей их там наградой. Надо отметить, что бета-активность была намного более скоординированной. Измерив активность отдельных нейронов, исследователи обнаружили, что их можно разделить на 2 группы. Первая, осуществляющая контроль за связью полосатого тела мозга с другими его регионами, активизировалась при максимальных значениях бета- и гамма-ритмов. Вторая группа нейронов, наоборот, подавляла функции «выходных» нейронов и возбуждалась при спаде этих мозговых активностей.

Ученым уже было известно, что за формирование привычек отвечают базальные ганглии, к которым в частности относится полосатое тело. Но какие именно процессы происходят в этих регионах мозга и как изменяется активность этих участков, до сих пор было неизвестно. Сейчас же исследователи выяснили, что обучение происходит в результате борьбы в полосатом теле двух групп нервных клеток. При закреплении материала «выходные» нейроны посылают мощные импульсы в головной мозг. По мере появления привычки их активность гасится другими нервными клетками. Подавляющие нейроны как бы освобождают головной мозг для обучения и запоминания чего-то нового. Если же нейроны первой группы во время не погасить, то мозг будет просто не способен воспринять новую информацию.

Количество просмотров: 1 185
Пожалуйста оцените эту статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars (1 votes, average: 10,00 out of 10)
Загрузка...





  • Гордон 17 октября 2011 в 18:13

    Эксперимент кончено интересный, но остается открытым вопрос, в каких целях будут использованы его результаты. По сути дела это один из вариантов манипуляции сознанием.